НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2023_72_1_60Ключевые слова:
некоммерческие корпорации, признаки корпорации, саморегулируемые организации, кодекс корпоративного поведения, корпорацииАннотация
Статья посвящена научному анализу института некоммерческих корпораций по законодательству Казахстана и некоторых стран СНГ. Новизна рассматриваемого института обусловлена полным отсутствием в законодательстве Республики Казахстан понятия, признаков корпорации в целом и видов корпораций, а также определенной нелогичностью закрепления данного термина в гражданском законодательстве стран СНГ (например, в России государственными корпорациями названы и унитарные предприятия). Отсутствие законодательного закрепления такого вида юридических лиц, как некоммерческие корпорации, в совокупности с практическим отсутствием научных разработок в отношении признаков и видов некоммерческих корпораций ведет, например, в Казахстане, к практическим проблемам при определении подсудности корпоративных споров. Названными и иными обстоятельствами обусловлена актуальность исследования в данной статье признаков некоммерческих организаций как корпораций в сравнении с коммерческими корпоративными организациями.
В результате проведенного научно-правового анализа на примерах нескольких видов некоммерческих организаций сделаны выводы о том, что некоммерческие саморегулируемые организации в форме общественных объединений и ассоциаций/союзов, созданные на основе членства по профессиональному признаку, обладают всеми признаками корпораций. Результаты научного исследования имеют не только теоретическое, но и важное практическое значение и в случае внедрения в законодательство не только Республики Казахстан, но и иных стран постсоветского пространства, позволят повысить уровень правовой защищенности участников некоммерческих корпораций.