ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЛЕГИРОВАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2023_74_3_40Ключевые слова:
временное постановление, делегированное законодательство, закон, законопроект, законодательные полномочия, Конституция, Парламент, ПравительствоАннотация
В представленной статье рассматривается институт делегированного законодательства. Несмотря на наличие большого количества публикаций по этому вопросу в научной литературе государств ближнего зарубежья, отечественными учеными этот институт практически не изучался. Актуальность данной темы обусловлена введением в 2022 г. в Конституцию Республики Казахстан нормы о праве Правительства издавать временные постановления, имеющие силу закона, при наличии угроз, предусмотренных п.2 ст. 62, с одновременным внесением законопроекта в Парламент. Хотя указанная норма является новеллой, наша страна имеет опыт делегированного законотворчества. Он успешно применялся в течение 1995 г., после роспуска Верховного Совета XIII созыва, хотя Конституция Республики от 28 января 1993 г. признавала Верховный Совет в качестве единственного законодательного органа. Однако перед своим самороспуском он 10 декабря 1993 г. принял специальный Закон, предоставивший Президенту временно осуществлять законодательные полномочия. Глава государства издал в тот период целый ряд указов, имеющих силу конституционного или обычного закона. Позднее право Президента издавать акты законодательного характера нашло закрепление в национальной Конституции 1995 г. Однако это право он уже больше не использовал.
Изучение зарубежного законодательства показывает, что преимущественно делегирование парламентом законодательных полномочий высшему исполнительному органу осуществляется путем принятия специального нормативного правового акта с закреплением полномочий по парламентскому контролю в отношении таких актов. Конституционное законодательство Казахстана в этой части страдает определенными недостатками и требует cовершенствования.