НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ ЕАЭС
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2025_80_2_215Ключевые слова:
электронная торговля, национальное законодательство, документы ЕАЭС, электронные торговые площадки, потребитель, ответственность, защита правАннотация
Особенностью электронной торговли выступает механизм ее реализации, то есть она осуществляется посредством интернет-ресурсов. Сложность данного фактора в постоянном изменении, развитии. Объектом регулирования изучаемых правоотношений являются правоотношения, которые связаны с осуществлением прав потребителей в интернет пространстве, с использованием возможностей цифровых технологий. Ещё одной характерной чертой электронной торговли является трансграничность. Это процесс, когда распространение идет на потребителей - граждан различных государств вне зависимости от соответствующих как локальных, так и правовых отличий. Поэтому в целях охраны прав потребителей, находящихся и проживающих на территории Республики Казахстан, возникла необходимость коллегиального изучения данного вопроса и принятия мер законодательного характера. В этой связи ЕАЭС имеет возможность коллегиального поиска решения, поиска единых подходов и стандартов для разрешения спорных ситуаций и недопущения их в будущем, развития внутреннего рынка внутри союза и удовлетворения потребностей потребителей, а также конкуренции между предпринимателями, производителями товаров, услуг. В работе рассмотрены основные международные документы, принятые в ЕАЭС в области потребительского права. На основании этого определяется необходимость принятия принципов охраны прав потребителей, которые будут устаналивать равные возможности, условия для потребителя вне зависимости от страны гражданства или прибывания. Охрана прав потребителей и активизация покупательской активности требует создания условий не только в рамках союза, в части отдельных государств, а непосредственно в положениях национального законодательства государств-членов ЕАЭС. В научной статье приведены статистические материалы относительно обращений потребителей относительно несоблюдения положений законодательства в изучаемой сфере.