О РАССМОТРЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НА СООТВЕТСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ И ЗАКОНАМ В КОНСТИТУЦИОННОМ И АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДАХ
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2025_80_1_26Ключевые слова:
административный суд, закон, конституция, конституционный суд, нормативный правовой акт, оспаривание, правоАннотация
Статья посвящена одной из актуальных проблем общей теории права, конституционного права, административного процесса – спорам о проверке на соответствие конституции и законам нормативных правовых актов в конституционном и административных судах. В работе изучены теоретические подходы к этой проблеме, существующие в отечественной и зарубежной научной юридической литературе, проведен критический анализ норм Конституции Республики Казахстан, национального законодательства о конституционном, административном и гражданском судопроизводстве и практики его применения, а также в сравнительном плане исследован зарубежный опыт правового регулирования полномочий органов конституционной и административной юстиции, судов общей юрисдикции. На этой основе выявлены отдельные противоречия, пробелы, неточности и иные недостатки в правовом обеспечении деятельности Конституционного Суда и административных судов Казахстана. Так, в Гражданском процессуальном кодексе не определены, какие нормативные правовые акты могут оспариваться с точки зрения их законности в суде. Ставится вопрос и о чрезмерных полномочиях Президента, позволяющие ему вносить в Конституционный Суд представления о соответствии Конституции не только законов в порядке предварительного и последующего контроля, но и действующих правовых актов любых государственных органов, что, по сути, нарушает принцип разделения власти. Отмечается неточность определения формы правления в Конституции Республики, что делает возможным оспаривать в Конституционном Суде конституционность закона, вносящего поправки в Конституцию, устанавливающей неизменность формы правления. Это позволило разработать и обосновать ряд рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства.