НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАТИФИЦИРОВАННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ КАЗАХСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2025_80_2_302Ключевые слова:
примат международных договоров, pacta sunt servanda, внутригосударственное применение международных договоров, право международных договоровАннотация
Исследование посвящено к выработке рекомендаций по решению проблемы, вытекающей из первого предложения п.3 ст.4 Конституции Казахстана 1995 года, согласно которому имеется потенциальная вероятность нарушения государством принципа pacta sunt servanda, являющийся обязательным для Казахстана с точки зрения как обычного международного права, так и права международных договоров. Представленная позиция связана с тем, что отмеченное положение Конституции для урегулирования вопроса о придании преимущественной силы международному договору на случай его содержательного столкновения с национальным законом ограничивается ратифицированными и приравненными к ним международными договорами, в то время как согласно ст.11 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, ратификация представляет собой лишь один из способов выражения согласия государства на обязательность для него договора наряду с подписанием, обменом документами, образующими договор, принятием, утверждением и присоединением. Следовательно, в случае наличия коллизии между положениями национального закона и действующего для Казахстана международного договора, согласие на который выражено иным от ратификации либо иным от приравненного к ратификации способом, рассматриваемое конституционное положение не позволит субъекту национального права использовать релевантную норму международного договора для урегулирования внутригосударственного общественного отношения (спора). В свою очередь, подобная ситуация приведет к нарушению со стороны государства статей 26 и 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.
В качестве итогов исследования автором была приведена рекомендация исключить из законодательства ссылку на отдельный способ выражения согласия государства на обязательность для него договора как ратификация при определении преимущественной силы международных договоров перед законами государства.