СТАБИЛЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И РОЛЬ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2025_80_3_337Ключевые слова:
правовой мониторинг, нормативный правовой акт, правовая система, сущность правового мониторинга, нормотворчество, правоприменение, иерархия, оценка эффективности, прогнозирование, анализ законодательстваАннотация
Современное требование заключается в том, чтобы правовая система любого государства обновлялась и систематически подвергалась анализу. В условиях бурного развития общества и экономики необходимо стабильность законодательства и его готовность к новым изменениям и соответствие требованиям правоприменительной практики. В этом случае стабильность и эффективность законодательства можно определить путем проведения правового мониторинга. С этой точки зрения, ежегодное принятие и увеличение количества новых нормативных правовых актов, в свою очередь, порождающих противоречивые, повторяющиеся нормы и пробелы, повышает актуальность проведения правового мониторинга. В качестве наиболее частых проблем правового мониторинга следует учитывать не только частые изменения законов, но и некоторые трудности, которые привносят в жизнь общества законопослушные акты, применение международными стандартами правовой системы, затрудняющими проведение правового мониторинга, а не только внутреннего законодательства.
Отсутствие научной новизны в новых подзаконных актах, а также сохранение прежней редакции без существенных изменений способствуют формализму в нормотворчестве. Такой подход, при отсутствии полноценного правового мониторинга, снижает качество законодательства и оказывает негативное влияние на правоприменительную практику.
Поэтому целью данной статьи является изучение современного состояния данного процесса, выявление недостатков и предоставление пути их решения для формирования соблюдения и неприкосновенности прав человека путем обеспечения стабильности законодательства.
Для достижения этой цели проводится анализ правил проведения правового мониторинга, целенаправленно регулирующих вопросы правового мониторинга. В результате анализа выявляются проблемные вопросы, такие как масштабность перечня объектов правового мониторинга, отсутствие методических принципов и признаков проведения мониторинга, а также соблюдение формального подхода, приводятся концептуальные предложения авторов по этим вопросам.