ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СТРАТЕГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТАХ ПО КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «KAZSAT-3R»
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2025_80_3_54Ключевые слова:
«KazSat-3», государственные закупки, космическое право, национальная безопасность, стратегический проектАннотация
Развитие космической отрасли в Республике Казахстан приобретает особую значимость в условиях стремительной цифровизации, растущей зависимости от передовых телекоммуникационных решений и усиливающейся международной конкуренции в сфере высоких технологий. Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно подчеркивал необходимость перехода от фундаментальных научных разработок к прикладным исследованиям и коммерциализации космических технологий как важнейшему элементу современной государственной политики.
Реализация национальных проектов как «KazSat-2», «KazSat-3» и планируемый космический аппарат «KazSat-3R», демонстрирует стремление Республики Казахстан обеспечить независимость в сфере спутниковой связи, расширить спектр цифровых услуг, снизить зависимость от иностранных операторов и одновременно создать экономически устойчивую модель получения доходов за счет коммерческого использования космической инфраструктуры.
Настоящее исследование посвящено правовому анализу процедур государственных закупок, применяемых в процессе реализации проекта «KazSat-3R» с учетом его стратегической значимости и технологической сложности. Центральное внимание уделяется положениям нового Закона «О государственных закупках», который вступил в силу с 1 января 2025 года.
Важным элементом исследования стал сравнительно-правовой анализ международной практики Франции и Германии, где применяются гибкие подходы к закупкам в стратегических отраслях. Такие инструменты обеспечивают баланс между соблюдением принципов конкурентности и необходимостью реализации сложных проектов в сфере космоса.
Проанализированы институциональные и нормативные барьеры, возникающие на практике при попытке привлечения зарубежных подрядчиков - таких как отсутствие финансовых показателей в отечественных системах оценки устойчивости, а также невозможность участия в закупках без наличия казахстанского бизнес-идентификационного номера (БИН).
По итогам проведенного анализа в работе предложены конкретные меры по совершенствованию законодательства, направленные на устранение правовых барьеров при реализации высокотехнологичных проектов, включая разработку отраслевых норм закупок, внедрение гибких процедур и формализацию механизма участия иностранных поставщиков на основе международных критериев оценки.