НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Авторы

  • Адилет Муратович Кушербаев Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
  • Раушан Тлегеновна Дуламбаева Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан https://orcid.org/0000-0003-3942-8875

DOI:

https://doi.org/10.52026/2788-5291_2025_80_3_277

Ключевые слова:

клиентоориентированность, государственные услуги, цифровизация, обратная связь, цифровое неравенство, государственное управление

Аннотация

В статье исследуются вопросы нормативно-правового закрепления принципа клиентоориентированности в системе государственного управления Республики Казахстан. Цель исследования – оценить степень институционализации этого принципа в действующем законодательстве и стратегических документах, а также определить, насколько существующие механизмы обеспечивают его реализацию на практике. Исследование основано на анализе стратегических программ, концептуальных документов и нормативно-правовых актов, отражающих ориентацию государственного управления на потребности граждан. Установлено, что принцип клиентоориентированности зафиксирован на уровне программных заявлений (Стратегия «Казахстан–2050», Концепция развития госуправления до 2030 года, Концепция развития госслужбы 2024–2029 гг. и др.) и отдельных законов (например, Закон «О государственных услугах»), однако его правовая институционализация носит фрагментарный характер. Особое внимание уделено роли цифровизации как инструмента реализации клиентоориентированного подхода. Отмечено, что цифровизация государственных услуг зачастую ограничивается технической модернизацией процессов без глубокого переосмысления целей и принципов публичного сервиса. Обоснована необходимость разделения индивидуальных и общественных интересов при проектировании государственных услуг, институционализации механизмов обратной связи с гражданами и учета их мнения при оценке эффективности органов власти. Практическая значимость результатов состоит в том, что выводы исследования могут быть использованы при совершенствовании законодательства и внедрении клиентоориентированных механизмов в деятельность государственных органов. Сделан вывод, что клиентоориентированность частично реализована в практике казахстанского государственного управления, и предлагаются основные направления для дальнейшего совершенствования нормативной базы с целью превращения данного принципа из декларативного в действенный.

Биография автора

Раушан Тлегеновна Дуламбаева, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан

Образование:

    Высшее образование

    Доктор экономических наук

    Специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

    Название диссертации: Государственная политика повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях нестабильности глобальных процессов

    КазНУ им. Аль-Фараби, Алматы, 2010г.

Преподаваемые дисциплины в ИУ

    • Прикладная экономика

    • Прикладная макроэкономика

    • Экономическая политика Казахстана

    • Управленческая экономика

    • Управление экономическими процессами

Исследовательские интересы:

    • Государственная политика

    • Эффективность госуправления

    • Конкурентоспособность макросистем (национальная, региональная)

    • Экономический рост и развитие

    • Государственные услуги

Проекты:

    • «Исследование молодежных проблем: цифровые технологии управления» в рамках социального проекта «Организация выездов 4 групп менторов для проведения мотивационной работы с молодежью в регионах» (Министерство информации и общественного развития РК, июль-октябрь 2019г.)

    • «Smart мост для клиентов, последняя миля: цифровизация государственных услуг» (Академия государственного управления при Президенте РК, март-сентябрь 2019г.))

    • Внедрение принципов проектного управления в Министерстве обороны Республики Казахстан: проблемы, пути решения и перспективы (Министерство обороны РК, 2019-2021 гг.)

    • «Повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе эффективной реализации индустриальной политики» (Министерство образования и науки РК, 2015-2017гг.);

    • «Оценка совокупной факторной производительности промышленности Казахстана: технологии для управления» (Министерство образования и науки РК,2015-2017гг.)

    • «Повышение конкурентоспособности реального сектора Казахстана на основе эффективного развития инновационных маркетингово-логистических технологий» (Министерство образования и науки РК, 2009-2011гг);

    • «Теоретико-методологические и практические проблемы модернизации экономики Казахстана на этапе перехода к постиндустриальной парадигме развития: управленческие аспекты» (Министерство образования и науки РК, 2006-2008 гг.) и т.д.

    • Всего участие в реализации 6 проектов МОНРК

Стипендии, повышение квалификации, стажировки:

    • Лучший преподаватель КазНУ (2010);

    • Сертификат «Самостоятельный переход на новую версию стандарта ISO 9001:2015» при поддержке Проекта USAID и Германского общества международного сотрудничества GIZ (2015);

    • Сертификат Школы бизнеса «Применение экономического анализа в системе управления проектами» (г. Алматы, 18-26 апреля 2016г., 72 часа);

    • Сертификат повышения квалификации по программе использования интерактивных методов обучения (г. Алматы, ALMAU, 7-20 июля 2017г., 72 часа);

    • The training «Innovative teaching approaches in higher education», Astana, January 2018 и т.д.;

    • Сертификаты повышения квалификации «Strategies for innovative iearning Development of new competencies», 18-24 March 2018, Brussels (Belgium), 36 ч.;

    • Сертификат: Национальный стандарт РК СТ ISO 21500-2014 «Руководство по управлению проектами», 1 уровень «Руководитель проекта», 2018г.;

    • Международный сертификат «Professional Mentor» ,2019г.

Трудовой стаж

    25 лет

Публикации:

    • Опубликовано около 200 научных статей и учебных пособий, учебников, в том числе учебное пособие “Микроэкономика” (2002, в соавторстве), Макроэкономика (2017, в соавторстве), Экономика предприятия (2012), 4 учебника для 10, 11 классов ««Человек. Общество. Право» (2014, 2015), 4 монографии (2007, 2009, 2010, 2019), 35 статей в журналах ККСОН, 6 статей в рейтинговых журналах (Scopus, Thompson), 17 статей в зарубежных изданиях (Болгария, Польша, Чехия, Великобритания, Турция и др.)

    • Руководитель 6 докторов PhD (3 защитившихся доктора PhD), 1 кандидат экономических наук

Загрузки

Опубликован

01.10.2025

Как цитировать

Кушербаев, А. М., & Дуламбаева, Р. Т. (2025). НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ. Научно-правовой журнал «Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан», 80(3). https://doi.org/10.52026/2788-5291_2025_80_3_277