НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2025_80_3_277Ключевые слова:
клиентоориентированность, государственные услуги, цифровизация, обратная связь, цифровое неравенство, государственное управлениеАннотация
В статье исследуются вопросы нормативно-правового закрепления принципа клиентоориентированности в системе государственного управления Республики Казахстан. Цель исследования – оценить степень институционализации этого принципа в действующем законодательстве и стратегических документах, а также определить, насколько существующие механизмы обеспечивают его реализацию на практике. Исследование основано на анализе стратегических программ, концептуальных документов и нормативно-правовых актов, отражающих ориентацию государственного управления на потребности граждан. Установлено, что принцип клиентоориентированности зафиксирован на уровне программных заявлений (Стратегия «Казахстан–2050», Концепция развития госуправления до 2030 года, Концепция развития госслужбы 2024–2029 гг. и др.) и отдельных законов (например, Закон «О государственных услугах»), однако его правовая институционализация носит фрагментарный характер. Особое внимание уделено роли цифровизации как инструмента реализации клиентоориентированного подхода. Отмечено, что цифровизация государственных услуг зачастую ограничивается технической модернизацией процессов без глубокого переосмысления целей и принципов публичного сервиса. Обоснована необходимость разделения индивидуальных и общественных интересов при проектировании государственных услуг, институционализации механизмов обратной связи с гражданами и учета их мнения при оценке эффективности органов власти. Практическая значимость результатов состоит в том, что выводы исследования могут быть использованы при совершенствовании законодательства и внедрении клиентоориентированных механизмов в деятельность государственных органов. Сделан вывод, что клиентоориентированность частично реализована в практике казахстанского государственного управления, и предлагаются основные направления для дальнейшего совершенствования нормативной базы с целью превращения данного принципа из декларативного в действенный.