НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО И ПОДЗАКОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.52026/1994-408X_2021_64_1_22Ключевые слова:
Конституция, закон, законодательный акт, иерархия правовых актов, подзаконный акт, законодательная компетенция, делегированное законодательствоАннотация
Законодательная компетенция Парламента и его палат имеет важнейшее значение для формирования правовых основ казахстанской государственности, защиты национального суверенитета прав и свобод личности и проведении социально-экономических и политических преобразований в обществе.
В настоящей статье авторы обращают внимание на некоторые пробелы в законодательном регулировании компетенции Парламента и его палат, актуализируют необходимость разграничения законодательного и подзаконного регулирования, официального толкования отдельных конституционных норм, а также необходимость корректировки понятий, содержащихся в Конституции и Законе «О правовых актах».
По мнению авторов статьи, изучение юридической природы законодательных полномочий Парламента, закрепленных в Конституции, а также концепции рационального парламентаризма, утвержденной в Казахстане в результате конституционной реформы 1995 года, требуют научного анализа понятий «компетенция», «наиболее важные сферы общественных отношений», «законодательный акт», «подзаконный акт», «во - исполнение» и других понятий, имеющих отношение к сфере законодательного и подзаконного регулирования.
В статье авторы обращают внимание, что содержание норм Конституции Республики Казахстан, а также Конституционного закона
«О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» ограничивают пределы законодательного регулирования и не позволяют Парламенту и его палатам расширить свою законодательную компетенцию.
На основе изучения некоторых вопросов разграничения законодательного и подзаконного регулирования, авторы обращают внимание на необходимость критического осмысления института делегированного законодательства и возможной реализации на практике с временной передачей этих функций Правительству в условиях действия режима чрезвычайной или иной кризисной ситуации.
Закрепление за Правительством делегированного нормотворчества, и временное расширение его компетенции позволит активизировать и ускорить процессы принятия государственных решений в кризисных ситуациях.