СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ОСНОВЫ: ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Ключевые слова:
дошкольное воспитание и образование, школьное образование, компетенции, образовательные программы, профессиональное обучение, рабочие профессииАннотация
Во введении статьи рассматриваются актуальные проблемы среднего профессионального образования в России и Казахстане сквозь призму дошкольного и школьного воспитания и образования; анализируются нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия образования и воспитания будущих работников; в содержательной части статьи аргументируется необходимость модернизации государственного и муниципального дошкольного и школьного образования как основы среднего профессионального образования, которое необходимо перестроить с учетом интересов общества и способностей учащихся к определенным направлениям профессиональной деятельности, предоставив им возможность изучать только те дисциплины, которые они для себя выберут; исходя из устоявшегося мнения россиян – каждый уважающийся себя родитель должен помочь своему ребенку получить высшее образование, независимо от его желания и способностей, доказывается актуальность распределения среднего профессионального образования по нескольким уровням. В частности, предлагается ввести прикладной бакалавриат (3 года) в качестве первой ступени высшего образования, которая предполагает изучение в течение первых двух курсов социально значимых дисциплин, а третий год – овладение рабочей профессией непосредственно на производстве в крупных компаниях, прошедших профессиональный уровень оценивания. В итоге студент овладеет не только рабочей профессией, но и практической психологией коммуникативного общения, обладая такими компетенциями, он получит диплом высшего образования; другие уровни среднего профессионального образования могут быть модернизированы с учетом потребностей российского рынка труда, достигнутого уровня научно-технического прогресса, а также положительного зарубежного опыта, в том числе Республики Казахстан.
Аргументирована необходимость учета соотношения учебной нагрузки и активного отдыха.