АНАЛИЗ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ» И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
Ключевые слова:
железнодорожный транспорт, транспортный коридор, безбилетный провоз, перекупка билетов, SMS-оповещение, система электронной очередиАннотация
В сентябре 2018 года сотрудниками Центра правового мониторинга ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» был проведен правовой мониторинг Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте».
В статье приведен анализ проблемных вопросов данного Закона на основании изучения практики его применения и рассматриваются проблемы повышения качества услуг при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом.
В результате правового мониторинга Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» выявлены проблемы в части понятийного аппарата. Необходимо введение в Закон новых терминов, которые будут полностью отражать особенности правового регулирования пользования железнодорожным транспортом. В Законе не предусмотрены нормы об ответственности за ненадлежащее содержание железнодорожных вокзалов, что является пробелом в правовом регулировании и поэтому необходимо пересмотреть положения Закона на предмет дополнения нормами об ответственности лиц, владеющих на праве собственности или иных. В анализируемом Законе не закреплены требования к качеству предоставляемых услуг в поездах, в том числе по предоставлению комплекта постельных принадлежностей надлежащего вида, и безопасной к использованию. Необходимо предусмотреть в Законе положения, регулирующие вопросы скоростных железных дорог, так как на сегодняшний день одним из важных факторов сдерживающих успешное участие Казахстана в международных перевозках, является отсутствие скоростных железных дорог, который не позволяет железнодорожному транспорту Казахстана выйти на новый уровень развития. Также целесообразно ввести административную ответственность пассажиров за безбилетный проезд и перекупку билетов и внесения в законодательство норм, об обязательном SMS-оповещении пассажиров в случаях изменения расписания поездов либо их опозданиях, а также системе электронной очереди при покупки железнодорожных билетов.
Результаты исследования могут быть использованы в законотворческой работе по совершенствованию законодательства Республики Казахстан, регулирующего сферу железнодорожного транспорта, а также в научных исследованиях в рассматриваемой области.