АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕДУРНЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ИХ СООТНОШЕНИ
Ключевые слова:
административно-правовые отношения, административно-процессуальные отношения, административно-процедурные отношения, особенности административно-процессуальных отношений, особенности административно-процедурных отношений, соотношение административно-процессуальных и административно-процедурных отношений, административный процесс, административная юстицияАннотация
В статье дается обоснование значимости института административно-процессуальных отношений для повышения эффективности в сфере публичного управления и защиты прав человека.
Цель исследования заключается в комплексном анализе данного правового явления, в том числе в контексте проекта Административного процедурно-процессуального кодекса. Для этого использованы исторический, герменевтический и сравнительный методы, формально-юридический и метод структурного анализа, проблемно-теоретический прием исследования.
Показано, что под особым содержанием административно-процессуальных отношений следует понимать, прежде всего, защиту нарушенного субъективного права при осуществлении управленческой деятельности органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.
Так, Концепцией правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года (Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858), являющейся основополагающим программным документом развития правовой сферы казахстанского общества, уделяется большое внимание реформе административного права. Как отмечается в концепции, «развитие системы государственного управления в Казахстане неразрывно связано с правовым обеспечением административной реформы, направленной на создание эффективного и компактного государственного аппарата, внедрение новых управленческих технологий, совершенствование административных процедур».
Кроме того, одной из задач, поставленных в Концепции правовой политики, является внедрение административной юстиции, разрешающей споры, возникающие из публично-правовых отношений между государством и гражданином (организацией).
Автором также рассматривается соотношение административно-процедурных отношений и административно-процессуальных отношений.
Отмечена необходимость внесения в проект Административного процедурно-процессуального кодекса нормы, регламентирующей задачи законодательства об административном процессе и административных процедурах.
При этом автор приходит к выводу, что административные процедуры невозможно рассматривать в отрыве от административного процесса, так как они представляют составляющую часть административного процесса, которая в свою очередь, гарантирует и обеспечивает реализацию конституционных прав частных и юридических лиц в рамках процессуальных отношений.