ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ НА ОСНОВЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2021_64_1_152Ключевые слова:
безопасность дорожного движения, государственное управление, риск-менеджмент, транспортные и социальные рискиАннотация
В мировой практике непрерывно осуществляется инновационный поиск наиболее эффективных подходов и методов в обеспечении безопасности дорожного движения. Данный процесс тесно взаимосвязан с уровнем социально-экономического развития государства, развитием техники и технологий, ростом автомобилизации населения и развитием социальных институтов общества. В настоящее время в государственном управлении в обозначенной сфере все большее распространение получает риск-ориентированный подход. Именно на основе данного подхода в России принята «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы», которая включает следующие риски: 1) неконтролируемый рост автомобилизации; 2) углубляющийся разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети; 3) существующий приоритет экономических результатов хозяйственной деятельности перед принципом обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; 4) снижение среднего возраста водительского состава; 5) недооценка роли институтов гражданского общества и средств массовой информации в формировании законопослушного поведения участников дорожного движения; 6) применение первоочередных мер, своевременно не обеспечиваемых нормативно-методической базой в рассматриваемой сфере. Основные результаты исследования: 1) обоснована содержательная характеристика рисков, указанных в Стратегии, на основе отечественного и зарубежного опыта; 2) отмечается, что несмотря на очевидную значимость перечисленных рисков, в Стратегии не указаны критерии их выбора, поэтому формально они больше соответствуют направления, что может создать трудности в их дифференцированной проработке; 3) аргументировано предложение расширить рамки «возрастных» рисков, включив социально-возрастную группу «пожилых» водителей, так как продолжительность жизни российских граждан увеличивается, границы пенсионного возраста отодвигаются, люди длительное время остаются активными, в том числе, в качестве участников дорожного движения. Сделан вывод, что эффективность от применения риск-ориентированного подхода в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, связана с созданием четкого механизма управления рисками, на основе внутренне единой и согласованной научно-методической базы, которая в настоящее время в России активно разрабатывается.