ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ НА ОСНОВЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Авторы

  • Владимир Иванович Майоров
  • Петр Валерьевич Волошин
  • Светлана Владимировна Полякова
  • Ольга Николаевна Дунаева

DOI:

https://doi.org/10.52026/2788-5291_2021_64_1_152

Ключевые слова:

безопасность дорожного движения, государственное управление, риск-менеджмент, транспортные и социальные риски

Аннотация

В мировой практике непрерывно осуществляется инновационный поиск наиболее эффективных подходов и методов в обеспечении безопасности дорожного движения. Данный процесс тесно взаимосвязан с уровнем социально-экономического развития государства, развитием техники и технологий, ростом автомобилизации населения и развитием социальных институтов общества. В настоящее время в государственном управлении в обозначенной сфере все большее распространение получает риск-ориентированный подход. Именно на основе данного подхода в России принята «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы», которая включает следующие риски: 1) неконтролируемый рост автомобилизации; 2) углубляющийся разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети; 3) существующий приоритет экономических результатов хозяйственной деятельности перед принципом обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; 4) снижение среднего возраста водительского состава; 5) недооценка роли институтов гражданского общества и средств массовой информации в формировании законопослушного поведения участников дорожного движения; 6) применение первоочередных мер, своевременно не обеспечиваемых нормативно-методической базой в рассматриваемой сфере. Основные результаты исследования: 1) обоснована содержательная характеристика рисков, указанных в Стратегии, на основе отечественного и зарубежного опыта; 2) отмечается, что несмотря на очевидную значимость перечисленных рисков, в Стратегии не указаны критерии их выбора, поэтому формально они больше соответствуют направления, что может создать трудности в их дифференцированной проработке; 3) аргументировано предложение расширить рамки «возрастных» рисков, включив социально-возрастную группу «пожилых» водителей, так как продолжительность жизни российских граждан увеличивается, границы пенсионного возраста отодвигаются, люди длительное время остаются активными, в том числе, в качестве участников дорожного движения. Сделан вывод, что эффективность от применения риск-ориентированного подхода в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, связана с созданием четкого механизма управления рисками, на основе внутренне единой и согласованной научно-методической базы, которая в настоящее время в России активно разрабатывается.

 

Загрузки

Опубликован

30.03.2021

Как цитировать

Майоров, . В. И. ., Волошин, П. В. ., Полякова, С. В. ., & Дунаева, О. Н. . (2021). ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ НА ОСНОВЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА. Научно-правовой журнал «Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан», 1(64). https://doi.org/10.52026/2788-5291_2021_64_1_152