ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ (КВАДРОКОПТЕРОВ): ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Ключевые слова:
беспилотные воздушные судна, квадрокоптеры, воздушное пространство, угроза безопасности, публичные интересыАннотация
В данной статье предпринята попытка оценить существующее правовое регулирование использования квадрокоптеров и других беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в России и ряде зарубежных стран в свете современных требований воздушного законодательства и потребностей развития данного сегмента рынка товаров и услуг. Авторы полагают, что существующий режим использования БПЛА влечет излишнее количество запретов и ограничений, и предлагают пересмотреть данный баланс частных и публичных интересов в сторону уменьшения указанных запретов. Мы предлагаем установить общие (рамочные) правила, обязательные для всех правообладателей БПЛА (как частных лиц, так и органов государства), касающихся, например, запрета полета БПЛА в приаэродромной полосе или обязательности государственной регистрации БПЛА вне зависимости от формы собственности на него. Основной массив ограничений и запретов должен быть адресован частным лицам, имеющим в своей собственности БПЛА. Эти ограничения должны касаться трех аспектов: обеспечение безопасности полетов; охрана частной жизни граждан; регулирование вопросов возмещения вреда. В части безопасности полетов следует установить общее разрешение на полеты частных квадрокоптеров на высоте до 100 м при визуальном наблюдении правообладателя за своим БПЛА, с запретом их использования в отдельных местах, специально указанных в законе. Следует установить запрет на выкладывание в сети Интернет фото- и видеоматериалов о частной жизни граждан, полученных с помощью БПЛА, без их согласия. Учитывая потенциальную опасность летающих воздушных объектов для жизни, здоровья и имущества граждан, БПЛА следует законодательно признать разновидностью источников повышенной опасности.