ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПАРЛАМЕНТА: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
DOI:
https://doi.org/10.52026/1994-408Х_2020_62_4_25Ключевые слова:
Президент, Парламент, Сенат, Мажилис, депутаты, Правительство, Конституционный Совет, государственное управление, парламентаризмАннотация
Конституция Казахстана 1995 года провозгласила концепцию рационального парламентаризма, в соответствии с которой Парламент наделен строго определенной компетенцией в области законотворчества. Его пределы очерчены перечнем сфер деятельности, перечисленных пунктом 3 статьи 61 Конституции. Большинство законодательных полномочий Парламент осуществляет самостоятельно, однако отдельные из них реализует совместно с Президентом (например, внесение изменений и дополнений в Конституцию).
Согласно конституционной норме Парламент вправе издавать законы, устанавливающие основополагающие принципы и нормы, регулирующие важнейшие общественные отношения в соответствующих сферах, а иные отношения регулируются подзаконными актами Президента и Правительства.
Из анализа пункта 3 статьи 61 Конституции можно сделать вывод о том, что он не содержит прямых или отсылочных норм, позволяющих высшему представительному органу расширять свою законодательную компетенцию. Перечень вопросов, установленных в данной статье, является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию.
В статье проанализированы вопросы реализации законотворческих функций Парламента, которые требуют дополнительного официального толкования, в частности, такой термин как «важнейшие общественные отношения». Как показывает законодательная практика, данный перечень не охватывает иные сферы законодательного регулирования, относящиеся к сфере «особо важных общественных отношений». Авторы приходят к выводу о целесообразности обсуждения вопросов, касающихся расширения перечня общественных отношений, относящихся к сфере законодательного регулирования.
В этой связи внесены рекомендации о необходимости установления и достоверной оценки законодательного регулирования экономических, политических, социально-культурных и других отношений, поскольку законодательство регулирует «важнейшие» общественные отношения, затрагивающие интересы национальной безопасности и её составляющих, внешнюю политику, международную сферу отношений, а, с учетом многонационального фактора, - национальных, конфессиональных и иных отношений.