ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В БЕЛАРУСИ
Ключевые слова:
Ообращения граждан, обращения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, административные процедуры, электронные обращенияАннотация
В статье рассматриваются основные этапы развития в Беларуси законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, дается характеристика действовавшим в то время актам:
1-й этап (1990-1996 гг.) – применение законодательства бывшего СССР;
2-й этап (1996-2011 гг.) – развитие и адаптации законодательства бывшего СССР в белорусских нормативных правовых актах;
3-й этап (2011 г. – сегодняшний день) – создание самостоятельной модели правового регулирования.
Особое внимание уделяется особенностям белорусского законодательства об обращениях граждан и юридических лиц на современном этапе (сокращение категорий обращений, подпадающих под сферу действия законодательства об обращениях, расширение круга субъектов права на обращение, углубление процессуальной регламентации, расширение способов подачи обращений и др.).
Автор также анализирует перспективы развития этого института законодательства в Беларуси. В частности, прогнозируется продолжение сужения сферы применения законодательства об обращениях, расширение способов подачи обращений, создание правовых основ противодействия злоупотреблению правом на обращение.
Особое внимание уделяется соотношению законодательства об обращениях граждан и юридических лиц и законодательства об административных процедурах, поскольку сфера действия этих институтов в значительной степени пересекается.
По мнению автора, принятие законодательства об административных процедурах не исключает сохранения законодательства об обращениях. В качестве аргументов указывается на привычность и доступность для населения законодательства об обращениях, неразработанность базовой терминологии административно-процедурного законодательства, усиление процедурных аспектов законодательства об обращениях. Также отмечаются излишне усложненные требования административно-процедурного законодательства, которые требуются не для всех категорий дел.
Наиболее простые категории дел эффективнее рассматривать в упрощенном порядке. В качестве такого порядка предлагается рассматривать законодательство об обращениях. При этом в целях обеспечения единства подходов при взаимоотношении административных учреждений с населением перспективным является субсидиарное применение в подобных ситуациях законодательства об административных процедурах.