ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В БЕЛАРУСИ

Авторы

  • Николай Анатольевич Саванович

Ключевые слова:

Ообращения граждан, обращения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, административные процедуры, электронные обращения

Аннотация

В статье рассматриваются основные этапы развития в Беларуси законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, дается характеристика действовавшим в то время актам:

1-й этап (1990-1996 гг.) – применение законодательства бывшего СССР;

2-й этап (1996-2011 гг.) – развитие и адаптации законодательства бывшего СССР в белорусских нормативных правовых актах;

3-й этап (2011 г. – сегодняшний день) – создание самостоятельной модели правового регулирования.

Особое внимание уделяется особенностям белорусского законодательства об обращениях граждан и юридических лиц на современном этапе (сокращение категорий обращений, подпадающих под сферу действия законодательства об обращениях, расширение круга субъектов права на обращение, углубление процессуальной регламентации, расширение способов подачи обращений и др.).

Автор также анализирует перспективы развития этого института законодательства в Беларуси. В частности, прогнозируется продолжение сужения сферы применения законодательства об обращениях,  расширение способов подачи обращений, создание правовых основ противодействия злоупотреблению правом на обращение.

Особое внимание уделяется соотношению законодательства об обращениях граждан и юридических лиц и законодательства об административных процедурах, поскольку сфера действия этих институтов в значительной степени пересекается.

По мнению автора, принятие законодательства об административных процедурах не исключает сохранения законодательства об обращениях. В качестве аргументов указывается на привычность и доступность для населения законодательства об обращениях, неразработанность базовой терминологии административно-процедурного законодательства, усиление процедурных аспектов законодательства об обращениях. Также отмечаются излишне усложненные требования административно-процедурного законодательства, которые требуются не для всех категорий дел.

Наиболее простые категории дел эффективнее рассматривать в упрощенном порядке. В качестве такого порядка предлагается рассматривать законодательство об обращениях. При этом в целях обеспечения единства подходов при взаимоотношении административных учреждений с населением перспективным является  субсидиарное применение в подобных ситуациях законодательства об административных процедурах.

 

Загрузки

Опубликован

30.12.2016

Как цитировать

Саванович, . Н. А. (2016). ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В БЕЛАРУСИ. Научно-правовой журнал «Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан», 4(45). извлечено от https://vestnik.zqai.kz/index.php/vestnik/article/view/601