МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Ключевые слова:
институт, подотрасль, правовая помощь, международное сотрудничество, уголовно-процессуальное правоАннотация
Расширение границ международного сотрудничества государств в сфере уголовного судопроизводства является причиной пересмотра методологических подходов к изучению некоторых правовых категорий. В представленной статье рассмотрены уголовно-процессуальные отношения, возникающие в процессе оказания правовой помощи по уголовным делам, с целью разрешения вопроса обособления правовой помощи в качестве самостоятельного института подотрасли – международного сотрудничества, входящего в состав уголовно-процессуального права. Применение системного анализа, сравнительно-правовых и формально-юридических методов, позволило выявить актуальные вопросы методологического регулирования правовой помощи и международного сотрудничества в системе права. В результате изучения мнений ученых в рассматриваемой сфере, автором установлено отсутствие в научной литературе единого мнения относительно содержания института, субинститута, а также подотрасли права, что вызывает методолгические трудности при рассмотрении таких категорий как правовая помощь и международное сотрудничество. Анализируя международное сотрудничество, автором выделены его особенности выраженные в виде внешнего обособления и объединения нескольких самостоятельных институтов, предмета регулирования - специфичных правовых отношений, выходящих за рамки иных процессуальных институтов, особых методов и приемов правового регулирования, специальных принципов, наличия собственного раздела, где разъясняются общие положения международного сотрудничества. Автор приходит к выводу, что правовая помощь это самостоятельный институт уголовно-процессуального права, находящийся в составе подотрасли - международного сотрудничества. Полученные результаты, отражающие научное понимание правовой помощи и международного сотрудничества, могут послужить основой для дальнейшей научной полемики и проведения новых научных исследований, при подготовке учебных и практических пособий, учебно-методических рекомендаций по изучению проблем международного сотрудничества и уголовного процесса в целом, а также в законотворческой деятельности и преподавании юридических дисциплины.