АНАЛИЗ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ И ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ГРУППЕ «ПРАВО» В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Авторы

  • Жанат Орынбековна Кулжабаева Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.52026/2788-5291_2023_74_3_31

Ключевые слова:

междисциплинарность, образовательные программы, междисциплинарный подход, трансдисциплинарные технологии, высшее образование, учебный процесс

Аннотация

В работе обсуждается проблема междисциплинарности образования как отражение междисциплинарности социальной и профессиональной юридической деятельности. Рассматривается междисциплинарность университетского юридического образования, формирование на междисциплинарной основе общеобразовательных программ различной направленности. Подчеркивается особая роль выбора инструментария и механизмов достижения междисциплинарности образовательных программ. Анализируются особенности создания системы оценивания междисциплинарных образовательных программ по группе «Право» в Республике Казахстан. Автор раскрывает сущность и место трансдисциплинарных исследований в системе образования в высшей школе - как инновационном направлении в подготовке научных кадров. Трансдисциплинарность понимается как исследование предмета (точнее, элементов предметной области) одной научной дисциплины при помощи методов и терминологии другой дисциплины; иначе говоря, это изучение представителями одной дисциплины предмета другой. Именно с междисциплинарностью можно связать успехи современных естественных наук, многие направления которых (например, нанонаука) не «умещаются» в узкие дисциплинарные рамки. Междисциплинарный подход лучше всего подходит для изучения сложных, многоуровневых, неоднородных, непрерывно меняющихся институциональных систем. Автор статьи предлагает некоторые пути для реализации рекомендаций Всемирной Декларации о Высшем образовании для 21 века. В свою очередь, для того чтобы трансдисциплинарность стала доступной и понятной преподавателям, студентам ВУЗов, её следует представить в виде научного подхода. Иными словами, трансдисциплинарность должна быть самостоятельным научным направлением, обладающим своим предметом исследования и концепцией, трансдисциплинарным подходом и языком, единицами измерения и моделями действительности, методом анализа информации и методикой анализа риска принимаемых решений. В таком контексте, трансдисциплинарность позволит осуществить общенаучную классификацию и систематизацию дисциплинарных знаний. После такой обработки, дисциплинарные знания становятся полностью адаптированными к их совместному использованию в решении научно-исследовательских и практических проблем любой сложности и комплексности.

Биография автора

Жанат Орынбековна Кулжабаева, Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан

кандидат юридических наук, доцент

Загрузки

Опубликован

27.09.2023

Как цитировать

Кулжабаева, Ж. О. (2023). АНАЛИЗ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ И ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ГРУППЕ «ПРАВО» В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН. Научно-правовой журнал «Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан», 3(74). https://doi.org/10.52026/2788-5291_2023_74_3_31