ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП НА МЕЖДУНАРОДНОМ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЯХ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ОБРАЗОВАНИЮ
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2023_75_4_165Ключевые слова:
целевая группа, лицо с инвалидностью, высшее образование, доступ к образованию, безбарьерность, мониторинг, общественный совет, категорияАннотация
В статье рассматриваются различные трактовки понятия «целевая группа», проанализировано казахстанское законодательство и международно-правовые акты в сфере доступа к образованию, изучена деятельность целевых групп в этой сфере на международном уровне и возможности создания аналогичных аналитических, мониторинговых групп в Республике Казахстан.
Проведено исследование состояния доступа к высшему образованию населения в Республике Казахстан, а также взаимодействие целевых групп на международном и внутригосударственном уровнях в сфере правового обеспечения доступа к образованию. Первый уровень целевой группы представляет собой ряд мониторинговых постоянных целевых групп как на международном, так и на внутригосударственном уровнях по изучению состояния, постоянному мониторингу, профессиональному анализу проблем в сфере образования и науки, в том числе доступности определенных целевых групп к образованию на всех его уровнях – от начального до высшего и послевузовского, а также разработке предложений по совершенствованию законодательства, программ в образовательной сфере. Второй уровень целевых групп представляет собой собственно те категории, слои населения, определенные группы, в отношении которых необходим учет их потребностей и возможностей, разработка оптимальных подходов по обеспечению их доступа к образованию, инклюзивному обучению, и дальнейшей реализации их как специалиста и гражданина. Также в статье проанализирован опыт зарубежных стран на примере Великобритании, США, Сингапура, Китая в части внедрения и развития инклюзивного образования.
На основе проведенного анализа сформулирован ряд предложений по внесению изменений и дополнений в ЗРК «Об образовании» от 27 июля 2007 года, «Об общественных советах» от 2 ноября 2015 года. По мнению авторов, это послужит более эффективному взаимодействию государственных органов и гражданского общества по вопросам обеспечения доступа населения к образованию.