НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА НАЦИОНАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2024_78_3_189Ключевые слова:
президентство, политический режим, форма правления, полномочия, особенности, ответственность, принцип разделения властейАннотация
Данная статья рассматривает вопросы содержания института президентства в национальном законодательстве, при этом изучая законодательный опыт иностранных государств по данному вопросу. Реализация принципа разделения властей на основе сложившихся в государстве политического режима и формы правления может оказать влияние на формирование свойственной для определенного государства модели президентства. Развитие института президентства определило появление классификации его моделей, применяемых зарубежными странами в соответствии со свойственными для них обычаями, традициями. В работе рассмотрены особенности института президентства в различных его моделях, в том числе в отношении полупрезидентской, президентской, парламентской республики. Особое внимание уделено понятию суперпрезидентства, которое получило развитие в странах, входящих в СНГ. Статья рассматривает характеристики суперпрезидентской формы правления по отношению к Казахстану, анализируя причины возникновения и особенности ее осуществления. На основе рассмотрения нормативного и фактического статуса первого лица государства определены особенности президентства в Республике Казахстан. Кроме того, поднимается вопрос об ответственности главы государства перед народом. Определение степени ответственности президента становится актуальным в свете конституционных новелл относительно ограничения нахождения на данной должности, вхождения в состав политических партий и занятия близкими родственниками президента должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора. Поэтому в работе освещены некоторые аспекты регулирования ответственности главы государства и возможные пути их разрешения.