ГИБКОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ: НОВЫЙ ПОДХОД К ТРУДОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Авторы

  • Марина Викторовна Чокина Алматинский гуманитарно - экономический университет
  • Алида Робертиновна Алимбетова Алматинский гуманитарно - экономический университет

DOI:

https://doi.org/10.52026/2788-5291_2024_79_4_111

Ключевые слова:

трудовые отношения, высшее образование, штатный статус, трудовой график, адаптивная оплата труда, образовательные программы, узкоспециализированные области знаний, инновации в высшем образовании, качество образования, удовлетворенность преподавателей

Аннотация

Современная система высшего образования сталкивается с вызовами, связанными с ограничениями трудовых отношений преподавателей, привязанных к единственному университету. Эта статья предлагает инновационный подход к пересмотру традиционных моделей трудоустройства, сфокусированный на создании гибких трудовых отношений для преподавателей в высшем образовании. Представленный подход предполагает, что преподаватели могут одновременно работать в нескольких университетах, обеспечивая им новые возможности для профессионального роста и развития. Проблема ограниченности привязки к штатному статусу в единственном университете решается путем перехода к гибкой системе трудовых отношений, позволяющей преподавателям активно участвовать в нескольких образовательных проектах. Введение такой системы предлагает революционные изменения в организации профессиональной жизни преподавателей, открывая перед ними новые перспективы для индивидуализированного управления трудовым графиком и более эффективного использования их профессиональных навыков. Ключевые аспекты новой системы включают в себя возможность преподавателей фокусироваться на своей основной специализации, вести курсы, соответствующие их узкой области знаний, и самостоятельно управлять трудовым графиком. Гибкая система также предусматривает адаптивную оплату труда, учитывающую фактически отработанные часы, стимулируя преподавателей эффективно использовать свое время. Статья рассматривает опыт других стран, таких как Англия, США  и Россия, в контексте законодательных ограничений на множественное трудоустройство преподавателей. Важным элементом новой системы является сохранение официального статуса преподавателей в каждом университете, обеспечивая им доступ к преимуществам штатного статуса. Внедрение предлагаемой системы трудовых отношений для преподавателей обещает преобразить высшее образование, создавая условия для повышения качества образования, привлечения и удержания талантливых преподавателей, а также стимулирования инноваций в сфере педагогической деятельности.

Биографии авторов

Марина Викторовна Чокина, Алматинский гуманитарно - экономический университет

кандидат юридических наук, заведующая кафедрой «Экономика, услуги и право»

Алида Робертиновна Алимбетова, Алматинский гуманитарно - экономический университет

Доктор PhD, доцент кафедры «Экономика, услуги и право»

Загрузки

Опубликован

11.11.2024

Как цитировать

Чокина, М. В., & Алимбетова, А. Р. (2024). ГИБКОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ: НОВЫЙ ПОДХОД К ТРУДОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. Научно-правовой журнал «Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан», 4(79). https://doi.org/10.52026/2788-5291_2024_79_4_111