«КОНТРОЛИРУЮЩЕЕ КОМПАНИЮ ЛИЦО» В КОРПОРАТИВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2021_66_3_113Ключевые слова:
контролирующее лицо, теневой директор, фактический контроль, снятие корпоративного покрова, субсидиарная ответственность, недобросовестность, злоупотребление правомАннотация
В современном корпоративном законодательстве Казахстана конструкция юридического лица, в основе которой лежит принцип ограниченной ответственности, все чаще стал использоваться недобросовестными участниками гражданского оборота, злоупотребляющими своими правами в обществе, в целях уклонения от ответственности. В статье проанализированы основные проблемы злоупотребления своими правами со стороны контролирующих компанию лиц. Автором был проведен сравнительно-правовой анализ опыта и подхода зарубежных стран по вопросу привлечения «контролирующих компанию лиц» к субсидиарной ответственности, было исследовано соотношение понятий «теневого директора» и «контролирующего лица» по праву Великобритании и России. Автором была изучена история внедрения данного института в российское законодательство о банкротстве и попытки внедрения его в российское гражданское законодательство. Более того, автором были выявлены реальные возможности и предпосылки внедрения данного института в отечественное право, проанализированы мнения различных зарубежных и казахстанских ученых и практиков-юристов по поводу внедрения данного института в корпоративное законодательство Республики Казахстан. Помимо этого, автором было сформулировано собственное мнение о необходимости внедрения института «контролирующих лиц» и предложено свое видение формулировки данной нормы в законодательстве РК.
Целью исследования является анализ содержания института «контролирующих лиц» в зарубежных странах и выявления возможности имплементации данного института в казахстанское законодательство.
Несмотря на противоречивость мнений многих ученых, автором были сделаны выводы о реальной возможности и необходимости внедрения института «контролирующих компанию лиц» в корпоративное законодательство РК, применяя опыт зарубежных стран, в частности Российской Федерации. Были предложены дополнительные положения в целях получения положительных правовых последствии внедрения данного института.