ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КАРАГАНДИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ БУКЕТОВА)
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2025_80_1_18Ключевые слова:
юридическая грамотность, ресурсный центр, юридическая грамотность студентов, правосознаниеАннотация
Статья посвящена исследованию уровня правосознания студентов Карагандинского университета Букетова с позиции психолого-правового подхода. Именно от уровня развития правосознания студентов зависит построение гражданского и правового общества. В статье выявлены особенности правового сознания студентов вышеуказанного вуза. Исследование проводилось в рамках внутривузовского гранта «Формирование медицинской и юридической грамотности студентов вузов как фактор повышения качества кадрового потенциала страны (на примере Ресурсного центра инклюзивного и специального образования)».
Проблема правосознания, изучения его реального уровня, состояния, содержания относится к числу ключевых, основополагающих научных направлений юридической психологии. С ее решением связаны задачи укрепления законности и правопорядка, повышения эффективности и качества деятельности правоохранительных органов; борьба с преступностью и предупреждение причин, ее порождающих; постижение глубинных содержательно-психологических механизмов социального взаимодействия людей; познание движущих сил и внутренних регуляторов юридически значимого поведения. В современных условиях особую остроту и актуальность приобрели вопросы изучения общественного мнения, которые являются частью общей теории правосознания. В статье использована методология количественных исследований в аспектах определения уровня сформированности юридической грамотности обучающихся (на базе КарУ), оценки его в числе фактора повышения качества человеческого ресурса Казахстана (на примере Ресурсного центра инклюзивного и специального образования).
Основным выводом исследования является необходимость содействия формированию законопослушного поведения учащихся. Это реализуется путем вовлечения представителей всех субъектов образовательной деятельности, включая родителей учащихся, в систему образования путем информирования всех участников процесса. Также применяется визуализация правовых ситуаций; решение практических задач и проведения деловых игр в рамках образовательного процесса.