НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2024_78_3_13Ключевые слова:
технологическая политика, грантовые исследования, концепция, наукометрия,, , конкурентоспособностьАннотация
Предметом написания статьи послужило обсуждение научным сообществом страны проекта Закона РК "О науке и технологической политике" и в связи с этим попытаться найти решение некоторых проблем, имеющихся в научно-исследовательской деятельности.
Авторами исследования рассматриваются концепции, которые являются важной основой для формы и содержания будущего закона, ибо в концептуальных документах подробно очерчиваются приоритеты развития науки в важных сферах жизни казахстанского общества, дается обоснование востребованности в принятии данного закона.
Главной проблемой авторы статьи, например, видят отсутствие связи между научными хозрасчетными центрами вуза и ППС, которые должны быть заинтересованы в коммерциализации своего научного продукта. Характеристика состояния правового регулирования путем сравнительного анализа должна показать преимущества зарубежной правоприменительной практики и как правильно использовать их положительный опыт для развития законодательства в собственной стране. Будущий Закон о науке и технологической политике должен коренным образом поменять подходы и генерировать тренды.
Интерес представляют поднимаемые авторами проблем в научной сфере, а это качество подготовки научных исследований в вузах, трансформации вузов в научно-исследовательский формат, заинтересованность и вовлеченность преподавателей высшей школы к подготовке грантовых и мегагрантовых исследований, и вопросы коммерциализации казахстанской науки.
Заключительные положения авторов исследования сводятся к тому, что новый Закон о науке должен заработать, только в случае если изменить вектор в сторону интеграции науки и бизнеса, где бизнес структуры начнут реально помогать ученым достигать наивысших результатов в реализации проектов коммерциализации, путем вовлечения ППС вузов в научно-исследовательскую деятельность, для того, чтобы они внедряли свои научные результаты в образование, в перспективе открывали новые производства, с целью организацию новых рабочих мест, поступлений налогов в бюджет, должна осуществиться реальная «перезагрузка» системы в пользу «человекоцентристской» составляющей