МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2024_78_3_239Ключевые слова:
экстремизм, терроризм, международный опыт по противодействию экстремизму, совершенствование законодательстваАннотация
В статье рассматривается законодательство зарубежных стран – Китая, Молдовы, Беларуси, посвященное вопросам противодействия экстремизму, а также положения Модельного закона «О противодействии экстремизму», принятого на тридцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ; проводится анализ понятий «экстремизм» и «терроризм» в национальном законодательстве.
Авторами отмечается, что определение понятия «экстремизм» в действующем Законе Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» имеет ряд недостатков, которые способствуют тому, что происходит смешение понятий «экстремизм» и «терроризм». Это, в свою очередь, порождает ряд коллизий в Уголовном кодексе Республики Казахстан: некоторые преступления могут быть отнесены как к экстремизму, так и к терроризму. И в конечном итоге, это может привести к искажению статистики по названным преступлениям.
На основании результатов сравнительного анализа предлагается ввести в национальное законодательство о противодействии экстремизму ряд новелл, в том числе новую статью, регламентирующую прокурорский надзор как высший надзор в сфере противодействия экстремизму.
Важное место в противодействии экстремизму авторы отводят его профилактике. Особое внимание следует уделить профилактическим мерам среди школьников и молодежи как наиболее уязвимой и психологически незрелой части населения. В частности, ощутимый эффект ожидается от введения соответствующего предмета как в школьную программу, так и в систему вузовского образования.
В целом среди мер по противодействию экстремизму авторы выделяют совершенствование законодательства; вовлечение общественности в работу по противодействию экстремизму; инициативы, направленные на продвижение межкультурного диалога, повышение медийной грамотности и укрепление межличностных связей.