ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ СУДОВ В КОНСТИТУЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2025_80_1_197Ключевые слова:
сравнительное конституционное право, конституционное судопроизводство, механизмы защиты права, Конституционный трибунал Республики Польша, Конституционный суд Республики КазахстанАннотация
Предметом настоящего исследования являются особенности правового статуса Конституционных судов в Республике Польша и Республике Казахстан. Исследование, основанное на соответствующих положениях конституций обеих стран, проведено с применением сравнительного и догматического методов, что позволило рассмотреть ключевые аспекты, такие как состав судов, порядок назначения судей, гарантии их независимости и объем компетенций.
В ходе исследования выявлено, что оба органа принадлежат к централизованной модели конституционного правосудия, играя важную роль в обеспечении верховенства Конституции, защите прав и свобод граждан. Тем не менее, несмотря на схожесть их функций, между ними существуют значительные различия. Эти различия касаются, в частности, количества судей, участвующих в работе судов, процедуры их назначения, круга субъектов, имеющих право на подачу обращений, а также объёма предоставленных судам полномочий и их характера.
Отдельное внимание в статье уделено значению конституционного судопроизводства как основы демократического правового государства.
Подчеркивается, что выявленные в ходе анализа конституционных положений различия между Конституционным Трибуналом Республики Польша (КТ РП) и Конституционным Судом Республики Казахстан (КС РК) обусловлены спецификой политических систем обеих стран. В Польше система конституционного контроля тесно связана с доминирующей ролей парламента, тогда как в Казахстане она отражает особенности президентской формы правления. Эта разница проявляется, в частности, в порядке назначения судей Конституционных судов: в Республике Польша судей КТ РП назначает исключительно парламент, тогда как в Республике Казахстан часть судей назначается Президентом РК. Кроме того, различия касаются объема компетенций Конституционных судов по отношению к парламентам и Президентам. Например, в Республике Польша Конституционный Трибунал не участвует в процедуре импичмента.
Таким образом, проведённое исследование подчеркивает значимость изучения института конституционного правосудия для глубокого понимания механизма защиты прав человека и демократических основ государства в различных политико-правовых системах.