ПРИНЦИП ПРОЗРАЧНОСТИ В БАНКОВСКИХ ДОГОВОРАХ
Ключевые слова:
прозрачность, банковские договоры, кредитные договоры, депозитные договоры, зарубежная практика, информационная открытость, банковский секторАннотация
В статье проведено исследование особенностей реализации принципа прозрачности в банковских договорах. Цель статьи состоит в изучении основных аспектов реализации принципа прозрачности в банковских договорах в казахстанской практике, а также в выявлении проблем в анализируемой сфере и разработке соответствующих рекомендаций по их решению, а также дальнейшему развитию законодательства. Выделены проблемы обеспечения прозрачности банковских договоров в Казахстане, которые вызывают появление различного рода недобросовестных практик банков, связанных с представлением клиентам информации, которая прямо или косвенно может ввести их в заблуждение распространением неполной, недостоверной или ложной информации, включением в договоры таких условий, которые ограничивают свободу выбора клиента. На основе проведенного анализа зарубежной практики, сформулированы некоторые рекомендации, направленные на совершенствование казахстанской практики обеспечения принципа прозрачности в банковских договорах. Обоснована необходимость разработки и принятия специализированного постановления Национального банка по вопросам регулирования прозрачности банковских договоров, в котором, по опыту европейских стран, закрепить за коммерческими финансовыми организациями обязанность размещать в собственных филиалах или других доступных для общественности местах информационный буклет, содержащий, помимо прочего, экономические условия банковских договоров и основные положения, которыми он руководствуется. Также предложено закрепить в законодательстве Республики Казахстан так называемый «период охлаждения», в течение которого клиент банка изучив подробно все условия договора может расторгнуть или изменить его. Реализация предложенных мероприятий в банковской практике Казахстана позволит повысить уровень прозрачности условий банковских договоров, что значительно повысит их качества, а также обеспечит информационную открытость рынка банковских услуг Казахстана.