НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ОБЫЧАЕВ, САНКЦИОНИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВОМ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПЕРИОДА СУВЕРЕНИТЕТА И НЕЗАВИСИМОСТИ
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2021_67_4_31Ключевые слова:
правовая система Республики Казахстан, обычай, правовой обычай, обычаи делового оборота, формы (источники) права, позитивное право, судебный прецедентАннотация
В статье автором анализируется обычай, а также юридическая природа правового обычая как одного из источников (форм) права в правовой системе Республики Казахстан. Автор отмечает, что обычай приобретает характер формы (источника) права только в случае санкционирования обычая государством, и что санкционирование обычая государством не означает, что обычай приобрел писаную форму. При этом в статье указывается, что санкционирование обычая государством происходит путем указания в нормативных правовых актах обычая как источника права без раскрытия содержания самого обычая.
Кроме того, автор в статье, не соглашаясь с позицией некоторых ученых-исследователей, предлагающих отказаться от термина «правовой обычай» и употреблять в научном обороте термин «обычай», придерживается подхода о том, что если обычай регулирует отношения, имеющие с точки зрения интересов общества и государства правовой характер, при которых в случае возникновения спорных ситуаций в конечном итоге спор может быть разрешен на основе обычая судом, входящим в судебную систему государства или иным уполномоченным государством судебным учреждением (органом), то такой обычай в силу названных причин является правовым.
Кроме того, в статье отмечается, что термин «обычай» в широком смысле может регулировать и такие отношения, которые не имеют правового характера, например, в сфере соблюдения определенных традиций, ритуалов при заключении брачных союзов, рождении детей у тех или иных этнических групп, наций, народов и т.д. В этом случае обычай вряд ли может выступать в качестве самостоятельного источника права.
Тем самым, автор придерживается позиции, что оправданным является существование в научном обороте термина «правовой обычай», поскольку этим самым подчеркивается правовой характер обычая, в отличие от иных обычаев, которые могут регулировать и те отношения, которые не охватываются правовым регулированием, и, соответственно, не обладают качеством правового обычая.