ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ И ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Ключевые слова:
потребитель, права потребителя, защита прав потребителя, конкуренция, безопасный товарАннотация
В данной статье рассматривается проблема защиты прав потребителя при покупке товара. Каждый член общества от мала до велика является потребителем товара, работ, тех или иных услуг и нередко сталкивается с нарушениями потребительских прав, поэтому каждый гражданин должен знать о своих правах как потребителя и уметь защитить себя. Эта проблема является актуальной. Так, Президент РК в Послании народу Казахстана, озвученного 5 октября 2018 года отметил, что здоровье нации – главный приоритет государства.
В статье отмечается, что защита прав потребителей в основном осуществляются при совершении договора купли-продажи и различных договоров, опосредующих обязательства по оказанию услуг. Статья указывает на обязанности продавца и покупателя, которые состоят в том, что продавец должен дать полную, необходимую и достоверную информацию о товаре, а покупатель обязан осмотреть товар при его покупке. Автор считает, что предоставление необходимой, достоверной, своевременной и доступной информации является основной обязанностью продавца.
Помимо этого, описываются права потребителя при покупке некачественного товара, его последствия. Предлагаются предложения по введению норм в Закон РК «О защите прав потребителя», в Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан, касающихся ответственности продавца за непредоставление полной и необходимой информации о товаре.
Также в статье предусматривается создание специального органа под названием Комитет по контролю качества и безопасности товаров и услуг.
Для грамотного предоставления информации о товаре и грамотной защиты своих потребительских прав автор предлагает разработать Положение об этике продавца и покупателя.
В статье рассматривается зарубежная практика, в частности опыт по защите прав потребителей во Франции.