ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНЗИТНОГО КОРИДОРА «ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА – ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ»
Ключевые слова:
Инициатива «Один пояс – один путь», транзитный коридор, Западная Европа – Западный Китай, экономическое сотрудничество, законодательство Республики Казахстан, Соглашение по упрощению процедур торговлиАннотация
Статья рассматривает вопросы, связанные с реализацией и развитием транзитного потенциала Казахстана в рамках транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Констатирует социально-экономические выгоды для Казахстана и Китая в случае успешной реализации проекта.
В статье проанализированы рекомендации Правительства Китая по улучшению взаимодействия в стратегических сферах для укрепления экономического сотрудничества в рамках реализации транзитного коридора.
Также исследуются факторы и проблемные вопросы, препятствующие развитию транзитного потенциала Казахстана. Рассматриваются и анализируются документы нормативно-правового характера Казахстана в сфере транспорта, таможенного регулирования и транзита. Более подробно рассмотрены положения Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» от 26 декабря 2017 года в части развития транзита и оптимизации проведения таможенных операций, электронного декларирования, использования предварительной информации в качестве транзитной декларации, сокращения срока выпуска товаров таможенным органом.
Исследованы положения Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли и их применение в рамках международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай» в части отсутствия дискриминации, предоставления национального режима, по возможности раздельную инфраструктуру для транзитных перевозок, предварительную подачу и обработку транзитных документов, назначение национального координатора по транзиту, которому адресуются все запросы и предложения, касающиеся эффективного функционирования транзитных операций, применение международных стандартов, отсутствие квот на транзит, поддержка региональных соглашении в области транзита.
С учетом всего вышеизложенного, предлагаются рекомендации по эффективному развитию транзита на территории РК.