ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕCПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Авторы

  • Шоқан Уәлиханұлы Бурашов
  • Бинур Адамовна Тайторина КазНПУ имени Абая
  • Даурен Нуржанович Бекежанов

DOI:

https://doi.org/10.52026/2788-5291_2022_69_2_104

Ключевые слова:

правовое регулирование, законодательство, образовательные услуги, концепция консюмеризма, потребительские отношения, права потребителей, защита прав потребителей, концептуализация, модернизация

Аннотация

Исследование посвящено концептуализации основных понятий современной концепции  консьюмеризма: научному анализу подвергнуты дефиниции «потребитель», «образовательные услуги», «образовательные отношения», «договор возмездного оказания образовательных услуг», «защита прав потребителей». Проблема защиты прав потребителей в целом и потребителей образовательных услуг в частности актуализируется в  Республике Казахстан прежде всего в силу нерешенных проблем совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Сравнительный анализ практики применения законодательства зарубежных стран показал, что в избранных для анализа юрисдикциях защита прав потребителей осуществляется гораздо эффективнее. В связи с этим выявлена закономерность: в Республике Казахстан потребительские правоотношения концентрировалась на применении административных мер, тогда как законы и правоприменительная практика в развитых странах основным приоритетом выделяли восстановление нарушенных прав потребителей товаров и услуг.

Для характеристики образовательных правоотношений на основе существующих исследований раскрыты особенные связи правовых норм различной отраслевой принадлежности – административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права; сделан вывод о комплексном характере сравнительно новой отрасли  - образовательного права. В контексте концептуализации правовой категории «образовательные услуги» выделены и охарактеризованы виды правоотношений в сфере образования:  собственно образовательные отношения и отношения по созданию условий для реализации образовательных отношений.

В исследовании акцент сделан на способах правового воздействия на образовательные отношения – методах правового регулирования, а также необходимости эффективных контрольных механизмов государства.

Комплексный анализ проблемы концептуализации основных понятий института защиты прав потребителей, осуществленный в мировом контексте эволюции консьюмеризма,  служит основанием для предложений об уточнении их сущности в процессе дальнейшей модернизации современного законодательства РК о защите прав потребителей и правоприменительной практики. 

 

Загрузки

Опубликован

30.06.2022

Как цитировать

Бурашов, . Ш. У., Тайторина, Б. А., & Бекежанов, . Д. Н. (2022). ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕCПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Научно-правовой журнал «Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан», 2(69). https://doi.org/10.52026/2788-5291_2022_69_2_104