ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕCПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2022_69_2_104Ключевые слова:
правовое регулирование, законодательство, образовательные услуги, концепция консюмеризма, потребительские отношения, права потребителей, защита прав потребителей, концептуализация, модернизацияАннотация
Исследование посвящено концептуализации основных понятий современной концепции консьюмеризма: научному анализу подвергнуты дефиниции «потребитель», «образовательные услуги», «образовательные отношения», «договор возмездного оказания образовательных услуг», «защита прав потребителей». Проблема защиты прав потребителей в целом и потребителей образовательных услуг в частности актуализируется в Республике Казахстан прежде всего в силу нерешенных проблем совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Сравнительный анализ практики применения законодательства зарубежных стран показал, что в избранных для анализа юрисдикциях защита прав потребителей осуществляется гораздо эффективнее. В связи с этим выявлена закономерность: в Республике Казахстан потребительские правоотношения концентрировалась на применении административных мер, тогда как законы и правоприменительная практика в развитых странах основным приоритетом выделяли восстановление нарушенных прав потребителей товаров и услуг.
Для характеристики образовательных правоотношений на основе существующих исследований раскрыты особенные связи правовых норм различной отраслевой принадлежности – административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права; сделан вывод о комплексном характере сравнительно новой отрасли - образовательного права. В контексте концептуализации правовой категории «образовательные услуги» выделены и охарактеризованы виды правоотношений в сфере образования: собственно образовательные отношения и отношения по созданию условий для реализации образовательных отношений.
В исследовании акцент сделан на способах правового воздействия на образовательные отношения – методах правового регулирования, а также необходимости эффективных контрольных механизмов государства.
Комплексный анализ проблемы концептуализации основных понятий института защиты прав потребителей, осуществленный в мировом контексте эволюции консьюмеризма, служит основанием для предложений об уточнении их сущности в процессе дальнейшей модернизации современного законодательства РК о защите прав потребителей и правоприменительной практики.