РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА, ПРОВОДИМОГО НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАЛАТОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, В ПРАВОВОМ МОНИТОРИНГЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Ключевые слова:
Общественный мониторинг, правовой мониторинг, общественный контроль, мониторинг законодательства и правоприменения, мониторинг нормативных правовых актов, правовые акты, деятельность Национальной палатыАннотация
В статье рассмотрены результаты исследования доктринальных интерпретаций категории «общественный мониторинг» и смежных понятий, а также проведен анализ их содержания и обозначены перспективные для практического применения правовые конструкции посредством нормативных правовых актов. Научно-прикладное исследование общественного мониторинга нормативных правовых актов как самостоятельного объекта общественного мониторинга является относительно новым направлением в казахстанской правовой науке. Анализ общественного мониторинга ориентирован на решение проблем взаимодействия с государственными органами в процессе проведения правового мониторинга в целях оценки и прогнозирования эффективности действующего законодательства в стране, а также совершенствование правовой системы Республики Казахстана.
Комплексное изучение общественного мониторинга обусловило выработку научно обоснованных подходов к выбору рекомендаций по совершенствованию законодательства в этом направлении, как на стадии проведения мониторинга в отношении нормативных правовых актов, так и в аспекте сотрудничества при правовом мониторинге, как результат его правоприменения. Главным результатом реализации оптимизации правового регулирования в государстве стало законодательное закрепление и фактическое его внедрение в систему общественного контроля. Однако с момента введения общественный мониторинг нормативных правовых актов не получил системного законодательного оформления механизма и полноценной его структуризации, в том числе не урегулировал порядок взаимодействия и реализации результатов с государственными органами осуществляющими правовой мониторинг. Более того, использование единого понятия «общественный мониторинг» приводит к многообразию интерпретации и толкованию его содержания в ряде понятий, не позволяющих достоверно оценить эффективность его осуществления в масштабах государства.
На основе полученных выводов автором представлена попытка по систематизации основных структурных элементов института общественного мониторинга, а также представлены практические предложения по его перспективной оптимизации.