ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Ключевые слова:
уголовный процесс, оперативно-розыскная деятельность, контрразведывательная деятельность, законодательное регулированиеАннотация
Цель статьи заключается в научном прогнозировании перспектив законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Республике Казахстан. Автором исследован процесс становления оперативно-розыскного законодательства Казахстана, рассмотрены ключевые аспекты соотношения уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности. В результате сравнительно-правого анализа уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства бывших союзных Республик, а также исследования теоритических воззрений отечественных и зарубежных учёных, выявлены основные тенденции нормативного регулирования негласных методов работы правоохранительных органов на постсоветском пространстве. Появление в уголовном процессе Казахстана института негласных следственных действий и принятие самостоятельного закона, регулирующего контрразведывательную деятельность, влечёт за собой сокращение числа задач оперативно-розыскной деятельности и даёт основания поднять вопрос о будущем Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» и его возможной утрате. Автор отстаивает позицию о необходимости сохранения Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» и дальнейшего совершенствования и систематизации отечественного оперативно-розыскного законодательства. В подтверждение своих доводов автор отмечает, что розыск уголовных преступников и без вести пропавших граждан, профилактика преступлений и проверочная работа являются важными направлениями правоохранительной деятельности, но не регулируются уголовно-процессуальным и контрразведывательным законодательством. Кроме того, в 2017 году перечень задач оперативно-розыскной деятельности был дополнен содействием организациям в защите коммерческой тайны, что свидетельствует о потенциальном расширении сферы действия Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности». Размышляя о перспективах систематизации оперативно-розыскного законодательства, автор исключает его кодификацию в обозримом будущем. Вместе с тем, кодификация – это не единственный инструмент систематизации законодательства. Следует использовать и другие инструменты, например, консолидацию.