МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАЩИТЫ СЛАБОЙ СТОРОНЫ В ДЕЛИКТНЫХ И ИНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2021_65_2_53Ключевые слова:
деликтные обязательства, объективные факторы, субъективные факторы, самоценность человека, парадигма силы, парадигма диалогаАннотация
Настоящая статья посвящена мировоззренческому и социологическому осмыслению категории слабая сторона, ее защиты в деликтных и иных правоотношениях. Для осмысления обозначенных категорий мировоззрение и социология имеют методологическое значение: в теоретическом плане они направляют мышление и поведение исследователя, законодателя и правоприменителя к идеальной модели познания этих категорий; в практическом – снабжают указанных субъектов программой (алгоритмом), набором приёмов и способов того, как достичь максимальной защищенности слабой стороны в внедоговорных и договорных правоотношениях, при этом не погрешив против того, что мы считаем истинным знанием.
Главными положениями настоящей работы выступают: а) идентификация категорий сила и слабость в их антитезе; б) обоснование и вывод о производном (частном) характере категорий слабая сторона и ее защита от идеи и понятия самоценность человека; в) аргументированное утверждение того, что категоризация идеи защиты слабой стороны, ее юридическая формализация имеют своим предназначением перевод разрешения предмета спора с традиционной парадигмы силы на парадигму цивилизационного (правового) диалога; г) характеристика объективных и субъективных факторов, оказывающих воздействие на формирование человека как сильного или слабого субъекта, субъекта или объекта, ожидающего защиты и управления им со стороны государства и других субъектов.
Автор исходит из того, что в развивающихся странах, к каковым относится и Казахстан, эти вопросы остались вне серьезного научного познания и философского осмысления, что и предопределило предмет настоящего исследования.