К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «ОБ ОБОРОНЕ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН» (МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)
DOI:
https://doi.org/10.52026/2788-5291_2021_65_2_134Ключевые слова:
правовой мониторинг, эффективность законодательства, правовой анализ, вооруженные силы, оборона, воинская службаАннотация
Принятый 9 апреля 1993 года был Закон «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» стал основой для последующей разработки пакета документов по обеспечению военной безопасности государства.
В своем Послании народу Казахстана от 16 октября 1997 года Первый Президент Республики Казахстан - Елбасы[1] Н.А. Назарбаев отметил: «Чтобы иметь надежные и дружественные отношения с соседями, обеспечить свою независимость Республика Казахстан должна быть сильным государством»[2].
В 2005 году в продолжение обеспечения обороноспособности страны был принят новый Закон «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» (далее – Закон).
Казахстан находится в благоприятных внешнеполитических условиях, и получила гарантии безопасности от всех ядерных держав мира, также является участником военно-политического блока на основе Ташкентского договора 1992 года, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), ОДКБ и других, активно развивает отношения с европейскими и азиатскими странами[3].
Таким образом, мировое геополитическое развитие, динамика военно-политической обстановки, эволюция вызовов и угроз глобальной международной, региональной и национальной безопасности, наряду со стремлением ведущих государств обеспечить доминирующие позиции на формирующейся политической карте мира, обусловливают необходимость адекватного восприятия военными специалистами и военно-научным сообществом происходящих перемен в военной сфере и выработки на этой основе необходимых мер по обеспечению военной безопасности государства[4].
Авторы исследования, проанализировав действующий Закон, а также законодательство, регулирующее оборону и воинскую службу, пришли к выводу об его эффективности. Ими выявлены отдельные противоречия и недостатки: обосновано отнесение военной полиции к специальным войскам, редактировании понятия «военное время», расширение понятия «член семьи», постановка на утрату постановления Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2001 года № 1074 «Об утверждении Положения о Министерстве обороны Республики Казахстан» и др